«Бронзовая азбука или Путешествие в страну Андронию». Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья (Казахстан). Проект-победитель Грантового конкурса «MUSEUMстан» – 2011.

 Авторы проекта: Наталья Жиляева, 
                               Юлия Буданова, 
                               Александр Суслов
 
                                                                   Я  потерял  терпение  и нацарапал ящик



.

                                                                И сказал малышу:
                                                               - Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.
                                                                Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:
                                                                - Вот это хорошо!
                                                                                                          А. де Сент-Экзюпери  «Маленький принц»

    

Маленькие дети для нас, взрослых, народ несколько иноземный. Может быть, потому что мы не умеем  увидеть  барашка сквозь стенки ящика. Кажется, чем взрослее ребенок, тем легче говорить с ним на одном языке. Заинтересовать подростков древней историей края было значительно легче – уже пятнадцать лет в Лисаковском музее уже проводится Конкурс юных андроноведов. Но маленьких детей восхищает  в зале древней истории музея только скелет. Все, что рассказывает взрослый дядя об этом скелете, – скучно и непонятно. Именно с этой проблемой, с этой нарушенной коммуникацией  и начал борьбу с Бронзовой азбукой наперевес Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья.

Авторы проекта «Бронзовая азбука или Путешествие в страну Андронию» попытались создать для детей младшего школьного возраста Ящик Маленького принца, наполнить его интересными историями и разными диковиными предметами, заселить его древними людьми, которые жили на берегу этой же реки Тобол, под этим же небом, но только почти четыре тысячи лет назад. Для этого была разработана музейная образовательная программа и пособие «Бронзовая азбука», позволяющее детям в легкой и доступной форме открыть для себя загадки древней истории. Для привлекательности использован знакомый детям принцип азбуки – буква – слово, определяющее предметы и понятия из древней истории.

Проводником детей в страну Андрония стал Лисенок, музейный гид, который приветствует детей во вступлении и присутствует на каждой странице азбуки. Он будет вместе с детьми удивляться, размышлять и радоваться. В азбуку вошли определения на 28 букв алфавита по основным понятиям, связанным с эпохой бронзы, и предметам из археологической коллекции музея. Каждое определение иллюстрировано рисунком или фотографией. Кроме страниц с буквами к азбуке прилагается четыре вкладыша, на которых с одной стороны цветная картинка, с другой стороны – история по теме занятия. Темы занятий – это четыре больших остановки в путешествии в древнюю историю:

 – «Страна Андрония» – здесь дети узнают, кто такие андроновцы, где жили, чем занимались.

 –  «История о первом металле»  расскажет о бронзе, как ее  научились плавить древние люди.

 – «Горшечницы и ткачихи» – здесь дети познакомятся с женскими занятиями – гончарством и ткачеством.

 – «Древние тайны» путешественники попробуют разгадать на последнем занятии, посвященном верованиям андроновцев.

В ходе проекта были проведены занятия по программе с тремя классами. Занятия проводились в игровой форме с использованием видеоматериала. Дети вслух читали определения азбуки, что немаловажно для школьников этого возраста,  а работники музея наводящими вопросами помогали детям разобраться в прочитанном. Несколько минут спустя дети на практике уже пытались определить, какой предмет из металла, а какой из камня, попробовать сконструировать горшок из пластилина или правильно заправить несколько рядов на ткацком станке с дощечками. Вторая часть занятий проходила в Зале древней истории Степи, где дети сами в экспозиции находили предметы, с которыми познакомились в Бронзовой азбуке. Заданием на дом было чтение в Бронзовой азбуке истории по теме занятия.

В рамках проекта было отпечатано 500 экземпляров пособий «Бронзовая азбука или Путешествие в страну Андронию». Дети  из первых групп получили в подарок «Бронзовую азбуку». В последующем Бронзовая азбука будет выдаваться во временное пользование.


Главный результат проекта

Музей получил возможность подарить детям, как Маленькому принцу, «ящик с барашком», в котором они нашли много интересного и понятного для себя.