«МУЗЕЙ НА КОЛЕСАХ». Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им.И.В.Савицкого (Узбекистан, Нукус). Проект-победитель Грантового конкурса «MUSEUMстан» – 2011.

 Автор проекта – Венера Ким
 Руководитель проекта – Мариника Бабаназарова

 

Наряду с широко известной коллекцией авангарда 1920-30-х годов, в Нукусском Государственном музее искусств им.И.В.Савицкого широко представлена коллекция предметов народно-прикладного искусства каракалпаков. Но каракалпакское народно-прикладное искусство до настоящего времени остается малоизученным. С каждым годом  в памяти людей утрачиваются традиции народного ткачества, вышивки, резьбы по дереву, ювелирного искусства и т.д. Уходят  из жизни старики, которые знали многое о трактовке различных орнаментов каракалпакских узоров. В республике считанные единицы специалистов, занимающихся изучением каракалпакского народно-прикладного искусства, а ведь это искусство находится в тесной связи с историей формирования народа и ее культуры, а в вопросах происхождения каракалпакского народа до сих пор существуют белые пятна. Неудивительно, что дети и молодежь также мало знают о народных традициях. Решению этой проблемы призван содействовать проект «Музей на колесах».

Почему музей «на колесах»? Потому, что это маленький передвижной музей одного экспоната. Вернее – серия выездных интерактивных выставок для отдаленных районов Каракалапкстана с использованием специально созданного выставочного модуля и оригинальной методики, позволяющей раскрыть на примере отдельных предметов из музейной коллекции различные пласты народной культуры – семантику народного орнамента, основы мировосприятия народных мастеров, историю развития каракалпакских орнаментов в предметах ткачества, вышивки, резьбы по дереву и их значение. В программу включено всего пять предметов из коллекции  музея – это Кызыл-киймешек, женсе, женуш, онирше и керге, богато украшенные орнаментом. Почему только пять? Число образцов уменьшено сознательно, т.к. учитывая обширный информационный материал, который получает ребенок, возможности концентрации внимания очень ограничены. Часто в традиционных экспозициях переизбыток информации не дает возможности акцентировать внимание детей, и, в результате они уходят, получив поверхностное знание, не вступая во взаимодействие с музейными предметами и в какой-то степени оставаясь равнодушными. Здесь этого не происходит.

Программа рассчитана на детей 4-7 классов. В начале программы в помещении, где проводится занятие, появляется специально изготовленный сундук-футляр с двустворчатыми дверцами, внутри которого закреплен образец народного ткачества или вышивки, богато украшенный орнаментом. Дверцы шкафа до поры до времени  остаются закрытыми, подчеркивая атмосферу сакральности традиционной культуры и ценности настоящего музейного предмета. По одну сторону от сундука установлены щиты, на которых размещена выставка рисунков, выполненных учениками художественного лицея г.Нукуса с изображениями животных, которые всегда окружали жителей приаралья – верблюдов, баранов, гусей,  деревьев, цветов, муравьев и т.д.. На других щитах, в закрытых конвертиках – листы с графическими изображениями отдельных каракалпакских орнаментов.  Во время демонстрации детям рисунков сверстников, вместо привычной экскурсии рассказывается  народная сказка, через которую раскрывается смысл всего происходящего на занятии. Сюжет сказки повествует о том, как один царь, научившийся ткать ковер, попав в смертельную беду, спасает свою жизнь, благодаря тому, что сумел отправить сообщение, зашифрованное в орнаментах вытканного им ковра. В сказке присутствуют все объекты, изображенные на выставке детских рисунков. Затем детям предлагается представить себя древними людьми, которые  не обладают письменностью и передать на бумаге события, изложенные в народной сказке. Детям раздается бумага, краски, мольберты, предоставляется время – 15-20 минут. По прошествии указанного времени детям дается задание – разместить свои рисунки на щитах, где располагались конвертики с графическими изображениями каракалпакских орнаментов, а конвертики – вскрыть. Экскурсовод предлагает сравнить, как дети изобразили верблюда, собаку, гуся, дерево, дорогу и т.д., и как древние каракалпаки в своих тканных и вышитых изделиях изобразили только след верблюда, подразумевая целого верблюда, след собаки – подразумевая собаку, гусиную шею – подразумевая гуся и т.д.

Наконец наступает кульминационный момент, когда открываются дверцы сундука-футляра. Перед присутствующими появляется один из подлинных образцов великолепной вышивки или ткачества.

Экскурсовод рассказывает о народно-прикладном искусстве каракалпаков,  об орнаментах каракалпакских узоров в предметах ткачества, вышивки, резьбы по дереву и многое другое, связанное с народным искусством.  Внимание школьников акцентируется на том,  что до сих пор у ученых нет единого мнения о значении и  смысловом содержании орнаментов народов Средней Азии. Одни исследователи считают, что некоторые изображения предметов быта и животных имели значение оберега, тотема. Другие выдвигают теорию о повествовательном характере узоров. Экскурсовод объясняет бытовавшие в народе и дошедшие до нас значения некоторых орнаментов, предлагает детям почувствовать себя исследователями и попробовать самим расшифровать значение других орнаментов.

    

В заключение работы проекта в школах был организован приезд детей из отдаленных районов в музей, где  по результатам занятий была проведена выставка и конкурс детского рисунка, лучшие работы были отмечены призами. Многие дети пришли в музей впервые.

Затевая эту достаточно сложную историю с расшифровкой орнаментов, авторы проекта вовсе не рассчитывали, что дети смогут расшифровать истинное значение орнаментов, задача была -  дать им возможность включить воображение, раскрепостить интеллект, пробудить осознание того, что каждый предмет искусства представляет собой интереснейший объект для изучения, объект, скрывающий многие тайны, сформировать понимание народного искусства. И, наконец, пробудить в детях желание самим заботиться о том, чтобы окончательно не утратить народные традиции.

Результат: существенно увеличилась посещаемость музе детьми из дальних районов Каракалпакстана, многие педагоги классов, с которыми велась работа отмечают увеличившийся интерес детей к народному искусству.