«ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ». Учебно-методический музейный комплекс «ЧИГУ» Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек, Кыргызстан). Проект-победитель Грантового конкурса «MUSEUMстан» – 2011.

автор – Людмила Ставская

 

Выставка «Хранительницы» была открыта на базе Учебно-методического музейного комплекса «Чигу». Актуальность и востребованность  выставки определяется наличием определенной социальной проблемы в обществе –  межэтнической напряженности, в решении которой заинтересованы все конструктивные страты социума.

   Экспозиционная площадь выставки  48 кв. м. Фондовую основу составили коллекции музея и реконструкции, выполненные специально для данной выставки. На выставке представлены образы покровительниц семьи древних кыргызов Умай и древних славян Лады. Не случайно именно эти образы. На современном этапе в Кыргызстане очень важен институт семьи, так как через него идет процесс национальной идентификации и сохранения традиций. Авторы выставки предполагают, что универсальность семейных  ценностей у разных народов весьма актуальна, не случайно 2012 г. в Кыргызстане объявлен Годом семьи. Ведущими экспонатами выставки стали исторические реконструкции костюмов Умай и Лады на основе национальных костюмов древних кыргызов и славян. Большая исследовательская работа по костюмам  была проведена  летом 2010г. на основе коллекций и архивов Государственного исторического музея КР, Национального Кыргызского музея изобразительных искусств  им. Г.Айтиева, Российского этнографического музея и Кунсткамеры. На семантике орнаментов  выставка формирует представление об общности исторических корней. Через орнамент и формы предметы должны быть узнаваемы – «как у нас». Авторы считают, что такое узнавание может способствовать важному шагу межкультурного полилога – «похож, значит скорее всего свой», а это в свою очередь будет способствовать воспитанию толерантности и снижению конфликтности.

         Главный контент выставки «Хранительницы» – существование общего в разнообразии: через показ схожих моментов материальной культуры (элементы костюма, орнамента, бытовых предметов) и духовной культуры (представление о мироздании) привести посетителей выставки к пониманию соотношения общего и уникального в истории и культуре.

       Контекст проекта – существование в истории единого пространства(«арийский простор»), в котором зарождались истоки этнических культур – мировая колыбель

      Феномен проекта – общность материальной и духовной   культуры этносов

      Архетипы проекта – образы богинь – покровительниц детей и   домашнего очага Умай-эне и Лели …, детские колыбели – бешик и люлька…, птица, детские игрушки.

     Семантика проекта – Богини-хранительницы, колыбели – начало начал, птица – духовность  ( аист –люлек).

               Создание экспозиции выставки – это первый этап. Далее в процессе на выставке должны появиться и другие, аналогичные Умай и Ладе персонажи. Инициаторами их создания будут посетители выставки: национальные культурные центры, студенты, школьники. В итоге к концу работы выставки появится еще около 80 кукол небольших по размеру. Материал, из которого будут выполнены куклы – традиционный для кыргызов войлок. Смысл – как земля Кыргызстана объединила народы, так войлок объединил мифические персонажи различных этнокультурных диаспор Кыргызстана. 

Цели, которые ставит перед собой выставка – образовательная и воспитательная.

 Ожидаемые результаты образовательной цели: молодой человек будет знать и понимать общие истоки формирования этнических культур

Ожидаемые результаты воспитательной цели:  молодого человека будет сформирована готовность к признанию ценности другой этнической культуры и будет сформирована компетентность для формирования навыков межкультурной коммуникации.