«Валяй! Валяй!». Кыргызский Национальный музей изобразительных искусств им. Г.Айтиева (Кыргызстан, Бишкек). Проект-победитель Грантового конкурса «MUSEUMстан» – 2011.

  Автор – Капалова Бактыгуль
  Фотограф – Нурлан кызы Нурай

 

Музейный проект «Валяй! Валяй!» объединил исследования по технологиям изготовления войлочных изделий, по изучению особенностей сырья, по сопровождающим работу традиционным народным обрядам и ритуалам, а также занятия по обучению процессу создания традиционных и сувенирных войлочных изделий, с последующей организацией выставки работ участников проекта и выставки фотографий этапов работы.

На уроках учащиеся общеобразовательных школ учились изготовлению изделий из шерсти. Занятия были полем для экспериментов: участники валяли войлок, наносили орнамент, вышивали по войлоку, катали шарики из шерсти. Данные занятия отличаются тем, что на занятиях использовались материалы школьной программы по истории, химии, физики, литературе, физкультуре и т.д. Дети увидели на занятиях, какие законы химии и физики происходят в процессе изготовления изделий. Также на уроках литературы они узнали, что есть традиции, обряды, песни, связанные с каждой вещью. Юные участники были удивлены тем, что можно получить научные знания при работе с войлоком; изучитьзаконы трения, диффузии, законы Ньютона, виды деформаций и др.

За ходом занятий наблюдала большая группа наблюдателей проекта, созданная в социальной сети FACEBOOK, где размещались фотографии, сделанные в ходе занятий. Участники группы, зарегистрированные в социальной сети, делились мнениями о проекте. Например: идею проведения  уроков по изготовлению игрушек предложила участник группы:

Merim Razbaeva

«всем привет! я хотела с вами поделиться замечательной идей, она не моя, но она очень подойдет вашему проекту – смотрите здесь http://www.childsown.com/index.html
идея состоит в том, нарисованные рисунки детьми воплощаются в игрушки, они получаются яркими, милыми, смешными и родными!
Предлагаю вам проделать то же самое – попросить нарисовать н-р, любимое животное и потом помочь ребенку сделать его из войлока».

Организаторам и участникам проекта было приятно и интересно учитывать предложения, замечания, не отходя от основной идеи проекта. Таким образом, с каждым занятием проект становился более ёмким и интересным.

Участники проекта узнали, что в музее не только экспонаты, которые нельзя трогать, но музей – это место, где можно развивать свое творчество и, незаметно для себя, получать знания.