Авторы – Абдуллоева Мухаррама, Атоева Кибриёхон
«Чилчарог» переводится с таджикского языка как сорок ламп. Тема света во всех его семантических пластах жизни – основная идея проекта «Чилчарог».
Свет ламп освещает обычную будничную жизнь человека. Свет –это сакральное явление, которое очищает и помогает духовной судьбе человека. Свет – это символ Знания.
И есть у света еще и актуальная социальная подоплека: перебои с электроэнергией в современном Таджикистане.
Почему 40 ламп? Традиционно с цифрой сорок связано много ритуальных вещей: при рождении ребенка 40 дней горит свет в доме или ставят свечу, чтобы ребенок вырос с чистой душой, и жизнь была светлой. Или когда умирает человек, тоже ставят свечи, чтобы злые духи мертвого уничтожались. Во время свадьбы жених и невеста три раза обходят вокруг огня и когда заходят в комнату, зажигают свечи или лампу. И таких обрядов, связанных со светом и числом сорок достаточно много в традиционной таджикской культуре.
Для того, чтобы раскрыть тему света, был задуман и реализован выставочный формат проекта, в котором были задействованы: коллекция ламп и светильников Согдийского областного исторического музея, Республиканского музея Б.Гафурова, Музея археологии и фортификации Худжанта, а также частные коллекции. Кроме того, студентами 3-го курса колледжа искусства имени Содирхон Хофиза под руководством преподавателя класса скульптуры Рахматова Даврона и зав.отд Абдурахмановым Восидом были изготовлены глиняные копии старинных светильников.
Над проектом работала группа музейщиков и художников: руководитель проекта - сотрудник Республиканского музея Б.Гафурова Абдуллоева Мухаррама, координатор-главный хранитель фондов Согдийского областного исторического музея Атоева Кибриёхон, художник- директор дизайн-центр «Модерн» и главный художник Республиканского театра им. К.Худжанди Махмудов Акбар. Общую организационную поддержку проекту оказал Центра искусств и образовательных программ «Согд».
Что было сделано в рамках проекта?
-Была создана выставка из 40 светильников, ламп и осветительных приборов, которыми пользовались до появления электричества.
-Снят фильм-ролик о том, как изготавливались светильники в древности, и какую роль они играли в жизни человека.
-Организовано театральное действо на открытии выставки интерактивного характера с участием всех посетителей выставки.
-По результатам проекта был издан каталог, в который вошли все предметы, представленные на выставке.
Изначально у художника была задумка сделать необычную экспозицию инсталляционного характера, но в итоге выставка получилась почти традиционной. Была также идея использовать видеопроектор или прожекторы, чтобы ввести в экспозицию тени от ламп в качестве дополнительных образов. Но ситуация с отключением электричества не позволила использовать современную технику в полном масштабе, а тени от огней старых светильников не имели самодостаточного смысла. Однако в любом случае, проект «Чилчарог» был экспериментом для музеев Согдийской области и способствовал развитию нового музейного мышления.