Выставка «Хроники искусства Караганды: немецкие страницы» проходила в Карагандинском областном музее изобразительного искусства с 25 января по 4 февраля 2013 г. Кураторы выставки – Гульдана Сафарова и Лариса Плетникова

Организаторы:

Ассоциация общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение»

Землячество немцев из России Orts- und Kreisgruppe Kaiserslautern

Карагандинское областное общество «Немецкий центр «Видергебурт»

Центр современной культуры Дешт-и-Арт/ОО «Лаборатория общественного развития»

Управление культуры Карагандинской области

Карагандинский областной музей изобразительного искусства

 Выставка организована в рамках проекта «Развитие межрегионального партнерства  между Карагандинским областным обществом «Немецкий центр «Видергебурт»» и Землячеством немцев из России Orts- und Kreisgruppe Kaiserslautern» при финансовой поддержке Министерства внутренних дел Федеративной Республики Германия. 

На выставке были представлены работы художников немецкого происхождения – от депортированных до современных, творчество которых связано с Карагандой. Исторически сложилось, что у истоков искусства Караганды  стояли репрессированные художники, в значительной части – художники-немцы. Они стали первыми учителями многих карагандинских художников, их работы долгое время оставались творческим эталоном настоящего искусства, некоторые из них стали легендами Караганды. Среди них такие известные имена как Г.Фогелер, В.Эйферт, П. Фризен, А.Фонвизин, В.Буш и др. В экспозиции представлены все периоды развития искусства Караганды – с 40-х годов прошлого столетия до современного времени, от традиционной живописи и графики до сложных по технике исполнения композиций и компьютерной графики молодых художников. Выставка показывает своеобразный срез не только жизни Караганды фактически с момента основания города, но и изменений в сознании и культуре, которых так много произошло за это время. Срез жизни в транскрипции непроявленной национальной идентичности, своеобразный культурный диалог между эпохами в рамках одной национальности.

  

 

 

Справка.

Немцы составляли существенную часть населения бывшего Советского Союза. Согласно переписи 1979 года, они занимали 14-е место по численности населения среди народов СССР.  Во время Второй мировой войны российские немцы были депортированы из европейской части СССР в Сибирь и в республики Средней Азии, но в основном в Казахстан. Согласно статистическим данным за 1979 год, в Казахстане проживало 900 тыс. немцев,  значительно больше, чем в других республиках Советского Союза. Однако в последние годы численность немецкого населения Казахстана постоянно уменьшается – немцы возвращаются на родину. В 2009 году их осталось около 220  тыс. человек. Немецкая часть населения Карагандинской области – 39 тыс.человек.

 

 

 

Вступительная статья буклета выставки

 

Выставка художников немецкого происхождения, представленная в музее изобразительного искусства Караганды является в своем роде уникальной. Впервые в одной экспозиции собраны художники не по тематическому, жанровому, хронологическому или какому-то другому обычному для ретроспективных экспозиций принципу. Авторы представлены по национальному признаку. Учитывая то, что выставка не о политике, такой принцип отбора авторов, на первый взгляд, может показаться достаточно случайным, не затрагивающим точки пульсации современной жизни. Однако это не так. Выставка, несомненно, представляет интерес, хотя бы потому, что показывает своеобразный срез не только жизни Караганды фактически с момента основания города, но и изменений в сознании и культуре, которых так много произошло за это время. Срез жизни в транскрипции непроявленной национальной идентичности, своеобразный культурный диалог между эпохами в рамках одной национальности

Нельзя сказать, что в произведениях, представленных на выставке, четко прослеживается некий «немецкий след». Но этого и не может быть, поскольку начиналась история города и его искусства в то время, когда понятия национальности были размыты повсеместно насаждаемой «социалистической общностью». Национальная принадлежность использовалась преимущественно утилитарно и вытаскивалась на свет божий преимущественно тогда, когда надо было продемонстрировать и подкрепить примерами интернациональную политику СССР и руководящей партии. Но не только СССР  был своеобразным плавильным котлом народов и наций. Рубеж веков и новый двадцать первый век, ставшие временем глобальных и стремительных изменений, временем стирания границ на картах мира и барьеров в сознании людей, также  способствовали проявлению вненационального, общечеловеческого аспекта культуры.

А посему актуальным стал отсыл не к национальному, а скорее к индивидуальной внутренней духовной составляющей и локусу – месту, с которым связана личная история каждого автора. У многих поколений художников немецкого происхождения таким местом стала Караганда. Некоторые из них обрели новую Родину, для других город стал истоком развития, а для некоторых на долгие годы оставался кошмарным воспоминанием. Несомненно одно – что все они были и остаются важны для самого города.

Искусство Караганды имеет в этом смысле уникальную историю. Город, ставший местом ссылок и репрессий для многих немецких (впрочем, и не только) семей, приобрел свою значимость и на долгое время стал культурной столицей Центрального Казахстана именно благодаря таланту, а иногда и жизням  тех самых репрессированных немцев. Так случилось, что именно репрессированные художники, и, в значительной части, художники-немцы заложили фундамент, на котором годами позже появилось собственное искусство Караганды. Они стали первыми учителями первых карагандинских художников, их работы долгое время оставались творческим эталоном настоящего искусства, некоторые из них стали легендами Караганды. В числе тех, кого вспоминают чаще других – художники-педагоги, которые вели изостудии  и имели много учеников – Владимир Эйферт, Павел Фризен. И лишь немногие помнят Леонида Гамбургера, который тоже вел изостудию, Артура Фонвизина, чья карагандинская жизнь исчислялась всего несколькими месяцами и осталась в акварелях восточным миражом, и изможденного художника-коммуниста Генриха Фогелера, ярчайшего представителя югендстиля, закончившего свой путь на карагандинской земле.

Произведения этих мастеров, как и сведения об их жизни, приходилось годами собирать по крупицам, благодаря этим усилиям карагандинцы теперь могут гордиться, пусть и не очень большой, но уникальной  коллекцией репрессированных художников.

Многие из работ художников старшего поколения – репрессированных художников и их учеников представлены на выставке в рамках эстетики соцреализма. Того самого, набившего оскомину на выставках советского времени, но так ностальгически воспринимаемого сейчас. Яркий пример – «Ленин на прогулке» на фоне Кремля Владимира Эйферта. Да и сами люди в  портретах того времени Оскара Майера кажутся сейчас скорее героями кинофильмов послевоенных лет, чем реальными людьми, которые когда-то ходили по карагандинским улицам.

Но все не так однозначно. К какому направлению в искусстве можно отнести вполне реалистический набросок поросенка Борьки Ирины Борхман? Вроде бы и так все понятно, если не знать, что сам рисунок выполнен настоящей свиной кровью. И это знание превращает обычный набросок чуть ли в концептуальный объект актуального искусства, ставящего такую пугающую «подлинность» во главу угла. Как-то очень близко к современности…

Более позднее поколение художников 60-80-х годов прошлого века представлено работами ученика Эйферта, живописца Виктора Буша, принявшего от учителя педагогическую эстафету  и ставшего, в свою очередь учителем для следующего поколения художников. В частности, его учеником был еще один автор, представленный на выставке – Виктор Арент. И если работы Буша по цветовому решению и пластике достаточно сдержаны и монументальны, то в работы  Виктора Арента отличаются более мягкими формами и цветовым решением. Прослеживая линию трех поколений учителей- учеников можно ясно видеть, как менялась эстетика творчества. В скульптуре этот период представлен на выставке  работами Юрия Гуммеля.

            Следующее поколение художников можно назвать поколением рефлексирующих. Разброд и глобальные перемены, неустойчивость общественного бытия порождали подобное и в искусстве. Именно поэтому так сложна для восприятия живопись Александра Вабеля и многослойны композиции Владимира и Татьяны Герцен.

Их видение – видение парадокса, их вселенная – без героя, со смешавшимися идеалами.

            Но время все ускоряется, и вот в пику глобализации сознания и мирового пространства, ставшему уже привычным, необыкновенному расширению возможностей, точка интереса художников вдруг неожиданно сжимается до внутреннего «я». Художник может говорить о самых разных вещах – от наблюдений за потерявшейся собакой  и парящим ангелом в трогательной живописи Марьяны Макеевой, рыбок, почему-то вдруг летающих над городом Галины Коломенской, солнечного ангела  Анны Семеновой до фантастической лавочки продавца времени в графике Олеси Киссер. Но этот рассказ всегда относителен человека и собственного мироощущения. Может быть, поэтому и сама тема ангелов так часто встречается в современной живописи, особенно в творчестве женщин.

            Современный художник оперирует теперь не только краской и холстами, его инструментом все чаще становится мышка компьютера, а само искусство – внематериальным. Понятие «шедевральности», традиционно применяемое для классического искусства, размывается с приходом новых технологий. И компьютерная графика становится постоянным спутником жизни современного человека – начиная от забавных открыток, которыми мы привыкли одаривать друг друга по поводу и без, и заканчивая оформлением вполне прикладных вещей – обложек журналов, DVD-дисков и интернет-проектов.

            Но во всех работах прослеживаются незримые ниточки настоящего и прошлого, опутывающие всех нас. Как и должно быть в настоящем искусстве.

 

 

 

Л. Плетникова