Экспозиция Музея памяти жертв политических репрессий в поселке Долинка (декабрь 2006). Авторы: Плетникова Л.Н.&Сафарова Г.М

Музей памяти жертв политических репрессий располагается в левом крыле бывшей больницы Карлага и состоит из трех экспозиционных залов: зала основной экспозиции (площадью 52кв.м.), действующей библиотеки и зала истории Долинки. Основная экспозиция включает в себя информацию о Карлаге, административным центром которого была Долинка, а также по всем видам политических репрессий на территории Карагандинской области. Концепция экспонирования строится на конфликте и противопоставлении личности и тоталитарной системы. Оппозиция приватного и социально-тоталитарного создает драматическую коллизию, благодаря использованию в экспозиции интерактивных элементов, участниками которой отчасти становятся и сами зрители. Структуру экспозиции условно можно разделить на 3 уровня: 1. уровень, включающий в себя подлинные артефакты рассматриваемого периода 1930-1950-х годов. 2. уровень, включающий в себя искусственно «состаренные» воспроизведения подлинников (например, копии документов) 3.  архитектоническое обрамление – уровень экспозиционной архитектуры, включающий в себя  стационарные элементы интерьера (стены, ниши, окна). Экспозиция преимущественно строится на активизации архитектонического обрамления с использованием художественных приемов для создания выразительного образа эпохи. Это связано, прежде всего, с наличием в фондах музея ничтожно малого количества оригинальных экспонатов и небольшой площадью помещения. Учитывая, что большую часть информационного содержательного наполнения музея составляют копии документов на разрозненных бумажных листах и воспоминания репрессированных, чаще написанные с их слов, т.е. не представляющие музейной ценности как материальный документ, но являющиеся исторически достоверным вербальным свидетельством, одним из главных выразительных средств экспозиции стали фотопанно между нишами с экспонатами, смонтированные из копий исторических документов эпохи, а также текстов реальных воспоминаний бывших заключенных, фотоколлаж на одной из стен из портретов людей, пострадавших от репрессий и фотографий мест, связанных с историей репрессий.                                  

Важным  выразительным элементом экспозиции стали фотожалюзи с изображениями уже утраченных объектов, связанных с историей Карлага (развалины старых построек в Карабасе – воротах Карлага, полуразрушенное здание 1 оперчекистского отдела и клуба в Долинке, ныне не сохранившегося здания легендарной лаборатории Чижевского в Спасске). Одним из важнейших экспозиционных приемов стало использование интерактивных методик, направленных на актуализацию исторического материала. Обычно музей воссоздает атмосферу того или иного исторического времени, для того, чтобы смысл вещи считывался, а посетитель мог окунуться в старую реальность. Все музеи, по сути, всегда занимались реконструированием прошлого.

     

Однако считывание идеи  предмета в какой-то степени становится ограниченным, когда он находится только в безусловно воссозданном историческом контексте. Ограниченным как в своем утилитарном назначении, так и в возможности приобретения каких-то новых символических смыслов. Использование же интерактивных, образных методов современного актуального искусства позволяет выйти за пределы жестко структурированной действительности прошлого, создавая не буквальный, но некий условный исторический контекст, тем самым «оживляя» экспонируемый музейный предмет, придавая ему новые дополнительные смыслы. Этот прием используется на одной из стен экспозиции, где воспроизведенные копии карточек заключенных стали кирпичиками, из которых сложена лагерная стена, где каждая карточка стала символом загубленной сталинским режимом жизни отдельно взятого человека. Посетителям предлагается вписать в пустые карточки-"кирпичи" имена своих репрессированных родственников, заполнив таким образом "белые пятна" истории.  Объекты начинают открывать дополнительные значения, когда извлекаются  из обычного контекста и размещаются в обстановке, которая пробуждает все культурные связи  и играет роль  выделяющего обрамления. Так, визуальной доминантой зала стала картина неизвестного карлаговского художника «План ГОЭРЛО», висевшая в послелагерный период  в Долинской подстанции – бывшем Доме техники. Эта картина с изображением Ленина, Сталина, рабочих и матросов у карты электрификации СССР, явно предназначенная восхвалять достижения советского режима, в окружении ужасающих документов эпохи, лиц и судеб узников и карты Карлага  в экспозиции музея приобретает совершенно иной, зловещий и горький в своей ужасающей правде смысл. Впечатление усиливается объемный объектом из подлинной  карлаговской кровати, капельницы, печки-буржуйки и некоторых сопутствующих бытовых предметов тех лет, частично воспроизводящий атмосферу лагерной больницы, в здании которой и размещен музей. Отличительная чертами этой экспозиции, прежде всего, являются образность и приоритет личностного приватного переживания исторической эпохи  над официальной демонстрацией ужасов сталинской эпохи, когда размещенный в экспозиции  рядовой бытовой документ той эпохи, например, перечень вещей, конфискованных при обыске и аресте, или вещей, выдававшихся заключенному в лагере,  трогает посетителя гораздо больше и дает толчок к более глубокому восприятию и пониманию эпохи, чем просто сухой официозный текст пусть очень важного постановления, раскрывающего механизм судебной власти.