В Ташкенте открылась выставка «Плакат Востока 1918–1940 гг.»

17 января 2014 г. в Российском центре науки и культуры в Ташкенте состоялось открытие выставки «Плакат Востока 1918-1940 гг.».

Организаторы выставки Федеральное агентство Россотрудничество, Представительство Россотрудничества в Республике Узбекистан, Государственный центральный музей современной истории России и Фонд Марджани.

Открывая выставку, представитель Россотрудничества в Узбекистане Владимир Авдонин отметил, что по заказу Федерального агентства Россотрудничество на основе российских государственных и частных собраний культурных ценностей подготовлено 60 выставок, посвященных важным историческим событиям, достижениям в области науки и культуры, жизни и творчеству выдающихся деятелей отечественной науки, культуры и искусства, историко-культурному и природному наследию народов Российской Федерации. Это – первая выставка в Ташкенте, в течение года планируется представить еще 10 выставок различной тематики.

Представленные на выставке плакаты были созданы в период с 1918 по 1940-й годы и стали мощным искусством агитации и пропаганды, которое сегодня можно сравнить с социальной и политической рекламой. Плакаты представляют собой исторические документы, которые были понятны каждому, а сейчас могут удивлять и требовать разъяснений.

Плакаты, создаваемые для народов Средней Азии, Кавказа и Поволжья обладали особым стилем. Яркие, образные, часто выполненные в авангардной манере, они привлекали внимание, активизировали восприятие, в полной мере выполняя свою агитационную функцию.

В пропаганде 1920–1930-х годов на первое место выходят темы международной солидарности трудящихся, агитация за помощь голодающим Поволжья, критика политического соглашательства и буржуазного НЭПмановского быта. С началом первой пятилетки в 1928 году одной из центральных тем становится промышленное строительство и урбанизация бывших сельских окраин, земельно-водная реформа.  Плакат второй половины 1930-х годов милитаризируется, в нем активно используется военная символика.

Первые плакаты, как правило, были двух- или многоязычными. Тексты писали на русском, на одном или нескольких национальных языках. В Поволжье и на Урале, на Северном Кавказе, в Закавказье, Туркестане и Казахской степи использовали арабскую графику, приспособленную к особенностям местных тюркских, ираноязычных и кавказских наречий.

Все плакаты представлены в фотокопиях из коллекции Государственного центрального музея современной истории России и Фонда Марджани (г. Москва).

В открытии выставки приняли участие члены Академии художеств Узбекистана, творческая интеллигенция, СМИ.

Выставка продлится до 14 февраля 2014 г.

http://uzb.rs.gov.ru/node/2453