Чистейшее, безмерной мысли слово
Во глубине души лежит
Асан Кайгы
Авторы экспозиции – Усманова Э., Бейдель Е.
Главная идея концепции основывается на представлении оригинальных историко-культурных ландшафтах Улытау в музейной экспозиции. Историческая событийность, происходившая на протяжении тысячелетий в районе гор Улытау, придала природному ландшафту историческую значимость как культурному наследию. Географическое положение Улытау в центре евразийского пояса степей, его природные особенности и богатства сделали этот район одним из основных в истории Великой Степи. Это оригинальное собрание разнообразных типов ландшафтов – археологических, исторических, культурных, этнографических, – существует сотни лет в пространстве Улытау. Задача экспозиции продемонстрировать каждый ландшафт в его предметном мире и в той изобразительной форме, которая является его исторической действительностью. Ландшафт и артефакт соединяются воедино и становятся одновременно арт-объектом и музейным объектом в экспозиции. Основное содержание экспозиции – это артефакт, существующий в ландшафте Улытау. Соединение природного и культурного как смысл преобразования человеком природного ландшафта в область культуры.
Ведущие образы. В изобразительную канву экспозиции введены два ведущих архетипа человеческого поведения, которые выражают понятие «культурное»: архетип Мировое Гора и Мировое Древо. Эти основные архетипы существуют в контексте двух важнейших сфер человеческой жизни: обыденное и сакральное. Образы этих архетипов представляют арт-объекты экспозиции.
Мировая Гора – это сам образ Улытау – Великой горы – сакрального центра степи. Гора которая я является центром притяжения культур. Это образ посредника между земным и небесным содержанием Вселенной. Другой архетип – ипостась Мировой Горы – Мировое Древо. Оно рассматривается как посредник между мирами, между людьми и животными, корнями уходящими в подземный мир духов. Мировое Древо – ипостась, повторение символа Мировой Горы. Это символ связи между прошлым и будущем. Его ствол основа настоящего. Мировое Древо – это древо желаний. Через его ветви и ствол энергиями вверх поднимаются мечты и желания людей к небесам. Это и Древо познания и родовое Древо предков. Образ Мирового Древа стал основным арт-объектом и элементом в оформление основных разделов экспозиции (фото деревьев со всего мира, инсталляция «ханское древо», мини-инсталляции из природного дерева). Древо познания, древо истории, древо культуры – главный знаковый лейтмотив. Отсюда следует присутствие этого символа во всех разделах экспозиции. Объединяющий элемент всей экспозиции зала Археологии – это верхний фриз в экспозиции – Древо истории – с изображением известных объектов мировой истории.
Другой ведущий образ – Асан Кайгы, который поддержал султанов Керея и Жанибека – основателей Казахского ханства, идеолога духовных ценностей нового государства, по преданию похороненного в Улытау.
Разделы экспозиции.
Кроме обновленных входных инсталляций и информативных стендов, экспозиция размещена в трех залах.
Зал 1. Древний Улытау
Перечень разделов: Эпоха камня (500 тыс. до н .э. – 5 тыс. до н.э.). Эпоха бронзы (3 – 1 тыс. до н.э.). Технологии эпохи бронзы. Сакская эпоха ( 1 тыс. до н.э.). Кочевая цивилизация (1 тыс. н.э.). Архитектура. Наскальное искусство.
Экспозицию зала открывает галерея портретов археологов-исследователей Улытау.
Зал 2. Мир Улытау
Перечень разделов. Империя Чингисхана. Золотая Орда. Казахское ханство. Булантинская битва. Степной край в 18 в. – начале 20 вв. Хан Кенесары. Полезные ископаемые Улытау. Люди Улытау. Сакральный Улытау.
Зал 3. Традиционная культура казахов
Представление традиционного образа жизни казахов-кочевников и основ кочевой культуры, ее экологичности. Демонстрация предметов традиционных ремесел, национальных украшений, передвижного жилища –юрты. Предметы изготовлены жителями Улытау. Экспозиция сопровождается фотоколлажем современной жизни казахов с их традиционными праздниками и событиями.