Авторы: Какабаев Б.С., Файзуллина Г.Ш.
Цели проекта:
1. Создать пространство диалога в общей экспозиции музея, визуализировать символические связи между предметами экспозиций трёх залов.
2. Познакомить с историей и культурой Центральной Азии сквозь призму зрения современных ученых-исследователей через презентацию большей частью неопубликованного материала.
3. Раскрыть значение научно-исследовательской деятельности, имеющей большое значение в процессе познания, в формировании картины мира, как важной составляющей всего комплекса музейной деятельности. Вызвать у посетителей чувство сопричастности к научной работе, как одному из привлекательных видов творческой деятельности.
4. Представить фотографии – как результат экспедиционной деятельности, как своеобразный акцент исследований, как визуальное проявление научной концепции и взгляда исследователя на проявления культуры и истории в настоящем, как творческое выражение автора. Показать несомненную ценность соединения исследовательского и творческого начала в таком жанре искусства и науки как «фотография». Опубликовать собственные исследовательские заметки участников экспедиций, сосредоточить внимание на том, что осталось «за рамками» официальных отчетов и разместилось в разделе «Дополнительные сведения».
5. Актуализировать процесс познания в виде изучения научной картины мира. Выделить личность ученого как важной фигуры её формирования. Поднять престижность профессии ученого и музейного сотрудника в обществе.
6. Поощрение музейных научных сотрудников, стимулирование их творческой, научной деятельности. Повышение престижа научной работы в музее. Актуализация экспедиционной и выставочной деятельностей в музее, как форм пополнения фондов ЦГМ РК.
7. Популяризация результатов музейных научно-исследовательских проектов, реализованных в рамках Государственной программы «Культурное наследие».
Описание проекта.
Проект состоял из двух этапов. При реализации первого этапа силами музея была создана интерактивная выставка, которая располагалась на галереи музея. Жанр выставки – «научно-популярная статья», «эссе путешественника», «экспедиционный дневник». За сухими отчетами, казалось бы, скучными археологическими артефактами и «однообразными» письменными источниками, встала ЛИЧНОСТЬ исследователя, его многолетний опыт и знания, его особый ВЗГЛЯД на исторический и культурный источник. На выставке было представлено 118 авторских фотографий ведущих специалистов музея, работающих в разных направлениях исследования истории и культуры – археологии, тюркологии, этнографии – Алишера Акишева, Напил Базылхана, Досымбек Хатрана. Их фотоработы отражали сюжеты исследовательских экспедиционных маршрутов, которые пролегали по территориям Казахстана, Монголии, Армении. В интерактивной части посетители могли увидеть на большом экране в режиме «слайдфильм» фотографии, не вошедшие в формат выставки. Также посетители оставляли свои отзывы в специальных журналах, придумывали подписи к некоторым фотографиям, голосовали за лучшую.
На втором этапе при поддержке грантодателя выставка «рассыпалась» по трём экспозиционным залам музея и фотоработы (60 шт) объединили их экспозиции. Темы и сюжеты авторских фотографий преднамеренно не соответствовали «своим» залам. Так, в археологическом зале были размещены фотографии этнографической тематики, в зале «Независимости» – археологической, в экспозиции по традиционной культуре казахов – тюркологической, кочевнической.
Основной образ экспозиционного размещения экспонатов – эксклюзивное путешествие по достопримечательным местам и по экспозиции музея с профессионалом, который обозначает «маршрут» и «остановки», акцентирует внимание на важных моментах, приводит к перекрёсткам встреч прошлого и настоящего.
Проект «Прошлое в настоящем» был направлен на модернизацию существующих так называемых постоянных экспозиций на основе коммуникативной модели музея и являлся инновационной формой презентации этнокультурного наследия в Центральном государственном музее Республики Казахстан.