Авторы проекта: Абдукадырова М., Холиков Д., Мамедов Г.
Дополнительное финансирование: Фонд образовательных инициатив (Кыргызстан) при поддержке OSI-Будапешт в рамках проекта «Современное искусство для современного музея».
Проект национального музея им. К. Бехзода «Доисламское наследие в культуре Таджикистана. Актуальная интерпретация» был организован в партнерстве с культурным центром «Бактрия» и Фондом образовательных инициатив (Кыргызстан, Бишкек). От Фонда образовательных инициатив проект получил дополнительное финансирование в рамках международного проекта «Современное искусство для современного музея».
Идея проекта: интегрирование доисламской культовой символики в современное изобразительное и прикладное искусство. Взгляд в будущее через призму прошлого. Интерпретация культурного наследия средствами актуального искусства.
Реализация проекта проходила в 3 этапа.
- Кураторами была набрана группа художников, для которых в течение месяца проводились занятия и экскурсии по коллекции музея. А также непосредственно разрабатывались идеи художественных проектов.
- Мастер-класс. Воплощение идей художников. Под руководством кураторов в течение второго месяца были создано несколько проектов в жанре инсталляция, видео-арт, фото-арт.
- Выставка в постоянной экспозиции результатов мастер-класса в Национальном музее им.К. Бехзода «Доисламское наследие в культуре Таджикистана. Не музейная интерпретация».
На выставке были представлены работы пяти художников, которые до конца реализовали свои идеи.
Художница Инна Кладо, четко определившая для себя приоритетным экологическое направление в искусстве создала фото-серию «Кольцевание», призванную привлечь внимание к практически бесконтрольной вырубке деревьев в нашей стране, да и по всему миру. Художница с чисто женской заботой окольцовывает ствол дерева мягкой глиной, на которой затем оставляет знаки и символы- обереги разных культур и эпох, в т.ч.-доисламских.
Фарух Негматзаде написал масштабный холст «Сущность». Художник, совмещая на холсте различные символы и геометрические фигуры (древнеиранской свастики, иудейская звезда Давида, окружности, квадраты, многоугольники), размышляет над абсолютами земного существования мужского и женского начал, ночи и дня, смены времен года, четырех сторон света.
Джамшед Халиков представил на выставке два художественных проекта. Фотоинсталляция «Знаки Заратуштры», сделанная им еще в рамках проекта STARTER в 2006 году. И новая видео-работа «Нафас»(«Дыхание»), в которой он продолжает одну из основных тем своего творчества – тему многострадальной и тяжкой судьбы восточной женщины. На видео – женщина в традиционной одежде, характерной доисламскому периоду, под мелодичную восточную музыку танцует с завязанными руками, пытаясь высвободить свои чувства и дать волю движениям. Таджикский танец имеет древнюю историю и берет свое начало в древнейших арийских сакральных ритуалах поклонения силам природы, древнейшим богам.
Художники Сулейман и Озар Шарифи представили видео работу «Знаки» и фото-серию «Перемены». Обе работы – наблюдения художников за городской средой, на объектах которой они замечают знаки и символы прошлых эпох.
В выставку также была включена известная работа Алексея Румянцева «Кара-боло», выставлявшаяся в центрально- азиатском павильоне Венецианского бьеннале в 2007 г.
Таким образом, музей временно стал лабораторией новых художественных идей. Все произведения художников, созданные в рамках проекта ««Доисламское наследие в культуре Таджикистана. Актуальная интерпретация» были преданы на хранение музею. Этим положено начало формированию коллекции современного актуального искусства.