“Судьба женщин и детей дома Ходжаевых”. Проект-победитель Грантового конкурса («MUSEUMстан», 2008). Бухарский историко-мемориальный дом-музей Ф. Ходжаева(филиал Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника)

Авторы  проекта –  Пулатова М.Ш., Арсланова Ф.Ш.

Выставка, посвященная судьбам женщин и детей семьи Ходжаевых, расположена в доме купца XIX века, в старинном бухарском квартале Гозиен. 

Авторы выставки задумали на примере семьи государственного общественного деятеля Узбекистана Файзуллы Ходжаева, в которой пострадало около 20 человек, создать экспозицию, посвященную трагедии этой семьи, и этим напомнить современникам о судьбах тысяч и тысяч бухарцев, безвинно пострадавших и забытых в репрессиях.   Горькая судьба Ходжаевых не оставит никого равнодушными, женщин и детей  этой семьи по приказу из Москвы сослали в ссылку по этапу  – Киргизия, Северный Казахстан, Сибирь –  многие из них погибли в ссылке.  Малолетние дети были определены  в детские дома.

Экспозиция выставки расположена в одной из комнат дома купца на женской половине площадью  40 кв м. Концепция выставки строится на противопоставлении  трагедии одной семьи  и большой бесчеловечной машины – тоталитарного режима. Главный акцент в экспозиции сделан на один экспонат –  фарфоровую статуэтку, которая, согласно легенде, была подарена Файзуллой Ходжаевым своей дочери Вилоят. Статуэтка вместе с девочкой – подростком прошла все этапы сталинских лагерей, холод, голод, болезни.  Она была её талисманом и оберегом все 28 лет. Даже в самые голодные дни мытарств Вилоят сберегла её, не обменяв на хлеб. Статуэтка была свидетелем становления девочки, превращения её в  личность, в женщину-мать, ответственную за  свою судьбу и судьбу своих детей.

По структуре выставка состоит из нескольких частей. Первая часть посвящена мирной, безмятежной жизни семьи начала 30-х годов, когда глава семьи,  находясь в руководстве Узбекистана, встречался и дружил со многими руководителями партии и государства. В доме Ходжаевых велись беседы о  политике, науке и искусстве, о будущем Узбекистана и СССР. На стенде, используя художественные приёмы, воссозданы образы эпохи, представлены уникальные фотографии начала 30-х годов, копии документов,  подлинные газеты.

Вторая часть выставки построена на антитезе с мирным периодом жизни семьи. Благодаря подлинным экспонатам посетители выставки погружаются в тяжелый  1937 год, когда была арестована вся семья. В экспозиции воссоздана атмосфера смятения и ужаса при аресте: разбросанные вещи, книги, раскрытый сундук, упавшая этажерка. Интерактивные методики, используемые в музейном пространстве,  направлены на актуализацию исторического материала.

Третья часть экспозиции является доминантной и посвящена тюремному периоду  в жизни женщин семьи Ходжаевых. С помощью световых эффектов и фотопанно с кирпичной стеной, которое можно разглядеть сквозь  решетку, обвитую колючей проволокой, воссоздан образ тюремной камеры.  В пространстве этой тюремной камеры помещены фотопортреты матери, жены, дочери и других членов семьи. Там же, на полочке  – фарфоровая статуэтка, ставшая  символом  мужества и воли.

Осмысление современниками тоталитарного прошлого – главная тема четвертой части экспозиции. Её выразительными средствами являются панно и турникет с уникальными фотографиями членов семьи Ходжаевых, выживших и дождавшихся реабилитации в годы оттепели.

Особенностью выставки является её мобильность. Передвижные стенды, турникет  в форме книжки – всё это позволит знакомить местное сообщество с неизвестными  и трагическими страницами истории нашей страны не только в стенах музея, но и в учебных заведениях,  домах культуры городов и сел.