26-29 ноября 2010 г. в г. Есик Алматинской области на базе Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык» состоялся семинар – тренинг Дешт-и-Арт Центра «Музейная экспозиция: творческие ресурсы развития музейного пространства»

Семинар был организован в рамках международного проекта  Дешт-и-Арт Центра «МUSEUMстан» при поддержке ХИВОС и Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы.

Руководитель семинара –  Сергей Ковалевский,  заместитель генерального директора Красноярского Музейного Центра по проектно-исследовательской работе, куратор Красноярской музейной биеннале (Россия).

Состав участников – музейные специалисты и художники-экспозиционеры (32 человека из 26 музеев и сотрудничающих с музеями институций Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана).

Семинар проводился на базе вновь созданного Постановлением Правительства РК от 30 января 2010 г. Государственного историко-культурного заповедника-музей «Иссык» (Комитета по культуре Министерства культуры РК), который на это время стал настоящей  активной творческой  музейной мастерской. Программа семинара включала в себя лекции и практические занятия по актуальным проблемам создания экспозиции современного музея.

Основная идея заключалась во взаимообогащении художников и научных сотрудников, о приобретении ими навыков совместного творчества по формированию визуально образа музея, это стало одной из важнейших задач тренинга – выработать навыки совместной работы музейного специалиста и художника.

 

 

 

 

 

 

Участники не просто знакомились с новейшими разработками в области музейной экспозиции, но совместно осваивали базовые понятия и методы пространственно-средовой интерпретации экспозиции, приобретали опыт понимания и проектирования смыслового пространства музейной экспозиции, получали навыки пространственного и проектного мышления. Важной частью программы стали практические занятия в группах, когда участники выполняли упражнения по интерпретации, созданию диалога предмета с окружением. Более глобальной задачей, поставленной перед участниками тренинга, стала выработка конкретных экспозиционных идей по развитию принимающего заповедника-комплекса «Иссык», проявившего в этом большую заинтересованность.

Основным объектом  заповедника-музея  являются  «царские курганы» саков, в одном из которых был найден  известный «Золотой человек» – символ Казахстана.

Участники, разбившись на группы, могли по желанию работать над одной из задач:

- Разработка предложений по музеефикации курганов, расположенных на территории заповедника и освоению территории в целом.

- Разработка фирменного стиля музея – идеи для брендбука, использование бренда в экспозиции и внешней архитектуре музея.

- Работа с внутренними рекреациями музея – «омузеивание» вспомогательных помещений музея – лестничных пролетов, фойе и др.

- Внесение изменений в действующих экспозиционных залах.

- Улучшение внешней архитектоники музея и прилегающих территорий.

- Налаживание визуальных коммуникаций с внешней инфрастурктурой: дорога-музей.

В результате на заключительном пленуме 6 рабочих групп представили свои предложения по возможным перспективным изменениям музея-заповедника «Исссык», что явилось неоценимой помощью недавно созданному музею. Коллектив принимающего музея, в свою очередь, проявил высокий уровень гостеприимства и заинтересованности в развитии собственной музейной базы и профессиональном росте,  а также хорошие организационные возможности – все нужды организаторов и участников семинара выполнялись оперативно и с  энтузиазмом, идеи ловились «на лету». Это дает все основания полагать, что многое из того, что было придумано на семинаре впоследствии будет использовано на практике.

В рамках программы семинара также состоялось распространение публикаций, разработанных ЮНЕСКО в сфере профессионального обучения сотрудников музеев, и, прежде всего,  русскоязычные издания публикаций ЮНЕСКО из серии «Управление музеем». Со времени своего первого издания в 2004 году эти публикации уверенно зарекомендовали себя во многих странах мира как полезные учебники и справочники для изучения музейного дела, а также как пособия для разработки курсов обучения специалистов в данной области.