Грантовый конкурс музейных проектов (2010-2011). Положение о конкурсе

ОО "Лаборатория общественного развития"/Дешт-и-Арт Центр при финансовой поддержке HIVOS Проект по развитию музеев Центральной Азии "MUSEUMстан"

I. Концепция конкурса

«MUSEUMстан» – конкурс мини-грантов  на создание музейных проектов в рамках международной инициативы.

Целью конкурса является активизация деятельности музеев в странах постсоветской Центральной Азии, их адаптация к меняющимся условиям социально-экономической и культурной жизни, поддержка и продвижение лучших образцов музейной практики в регионе, а также сближение явлений традиционной культуры и современных арт-практик. 

Участники конкурса – музеи, музейные институции и музейные специалисты Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.

Задачи конкурса:

  • внедрение инновационных методов работы в музейную практику;
  • создание новых актуальных событий и экспозиций;
  • поддержка музейных сотрудников, заинтересованных в профессиональном росте и имеющих творческий потенциал;
  • консолидация регионального музейного сообщества, стимулирование его профессионального роста;
  • развитие сотрудничества и партнерских связей между музеями, музейными специалистами и другими институциями, заинтересованными в сохранении и развитии культурного наследия региона.

II. Номинации конкурса В соответствии с приоритетными потребностями развития музеев региона учреждаются следующие номинации:

-Музейная экспозиция В эту номинацию принимаются проекты, предполагающие концептуальное обновление экспозиции или отдельных экспозиционных фрагментов, которые потенциально могут стать своеобразной моделью для будущих креативных изменений экспозиции музея в целом. Речь идет о качественно новом подходе к созданию экспозиции, предполагающем авторскую интерпретацию коллекции или отдельных артефактов с  использованием современных дизайнерских решений и нестандартных способов работы с целевыми аудиториями.

-Музейное событие Принимаются проекты, направленные на привлечение посетителей  в музей и  предлагающие современные формы работы с различными целевыми аудиториями. Это могут быть: -Проекты, демонстрирующие принципиально новые подходы к образовательной деятельности музеев, новые технологии работы с целевыми аудиториями. -Проекты, направленные на популяризацию коллекции и различных «внутренних», обычно невидимых посетителю функций музея – исследовательской, хранительской, архивной  и др. -Партнерские проекты, развивающие творческий обмен между разными направлениями культурного производства, использующие междисциплинарные модели сотрудничества и направленные на преобразование культурной среды города, региона и создание новой культурной ценности;

-Социальные музейные сервисы Основная идея – использование специфических социализирующих возможностей и потенциала музея для решения насущных территориальных проблем и оказания социально-значимых услуг обществу. Поддерживаются проекты, направленные на: -развитие новых видов и способов социально-ориентированный работы с целевыми аудиториями, привлечение которых было ранее затруднено (инвалидов, пожилых людей, малообеспеченных семей, беженцев, детей из детских домов и интернатов, безработных и др.) и их социализацию через музейную деятельность. Приветствуется наличие волонтерских программ и сотрудничество с профильными специалистами и институциями – собесами, арт-терапевтами, психологами, художниками и др. При этом предлагаемые услуги не должны подменять функции органов социальной опеки. -развитие туристического потенциала территории, решающие проблему взаимодействия музея и существующей инфраструктуры туризма, разработку музейных сервисов и услуг в сфере туризма, расширяющие возможности трудовой занятости населения.

III. Порядок проведения конкурса:

Конкурс будет проводиться в 3 этапа:

1.объявление конкурса, сбор заявок и их первичная оценка;

2.доработка заявок по результатам промежуточного тренинга, определение победителей;

3.реализация, мониторинг и презентации проектов.

После первичной оценки поданных на конкурс заявок победители I тура конкурса получат возможность доработать свои проекты на промежуточном тренинге под руководством кураторов Центра и приглашенного тренера. По окончании тренинга участники будут должны представить доработанные заявки с учетом всех замечаний экспертов.

Эти заявки станут участниками II тура конкурса, где  определятся победители, которые получат гранты на реализацию своих проектов. Победителями становятся проекты, успешно сочетающие инновационный подход, актуальность идеи для региона и реалистичность воплощения. Итоги конкурса будут опубликованы на сайте www.museumstan.com не позднее 26 мая 2011г.

Общий грантовый фонд конкурса составляет 19 000 евро.  Количество проектных заявок, которые может подать на конкурс один заявитель не ограничено, но профинансировано может быть не более одного проекта от каждого музея. Максимальный размер гранта – 1500 евро.

Заявки будут приниматься только в программе Word 2003 на русском языке (скачать форма заявки). Со всеми победителями грантового конкурса будут заключены договора, на основании которых будут финансироваться проекты. Авторы проектов имеют возможность обратиться к организаторам конкурса за консультацией, в случае возникновения непредвиденных ситуаций и обстоятельств, препятствующих качественной реализации поддержанных проектов.

Этапы проведения конкурса:

1этап – объявление конкурса, сбор заявок и их первичная оценка 24 декабря 2010 – 15 января 2011 – объявление конкурса и распространение информации о конкурсе среди музеев–участников проекта «MUSEUMстан», консультации заявителей с координаторами проекта 11 февраля – 11 марта 2011 – прием заявок на участие в конкурсе 11 – 25 марта 2011 – экспертиза заявок и определение победителей I тура конкурса 25 – 29 апреля 2011 – промежуточный тренинг для победителей I тура конкурса.

В рамках тренинга предусмотрены:

-Мастер-классы экспертов по проблемам  музейного проектирования и продвижения музейного продукта;

-Работа с «кейсами» – анализ историй успеха, проблемных зон и типичных ошибок;

-Командная работа по доработке индивидуальных проектных предложений участников;

-Общение, презентации, обмен опытом между участниками семинара и многое другое.

-По окончании семинара участники получат специальные сертификаты финалистов конкурса.

2 этап – доработка заявок по результатам промежуточного тренинга, определение победителей 10 мая 2011 – крайний срок подачи заявок II тура 10 – 25 мая 2011 – экспертиза заявок II тура. Объявление победителей.

3 этап – реализация, мониторинг и презентации проектов До 01 июля  2011 – заключение договоров с победителями конкурса и  перечисление грантовых средств 1 июля – 10 октября 2011 – реализация проектов на местах, консультационная поддержка грантеров кураторами проекта 10 октября – 30 ноября 2011 – презентации проектов на местах, мониторинг проектов кураторами Дешт-и-Арт Центра, прием творческих и финансовых отчетов 30 ноября – 30 декабря 2011 – доработка  и представление окончательных  отчетов победителями грантового конкурса, анализ результатов Май 2012 – авторы лучших проектов грантового  конкурса будут приглашены на III Центрально-Азиатский региональный музейный фестиваль «Открытая Азия – Открытый Музей», где представят свои проекты в виде медиапрезентаций.

IV. Критерии оценки проектных заявок:

Квалифицированную экспертизу и оценку представленных на конкурс проектов проводит Экспертный Совет, в который входят кураторы программы и руководители соответствующих номинациям разделов программы проекта «MUSEUMстан».

Проекты оцениваются путем суммирования баллов по следующим критериям:

I. Приоритетные критерии: 1.Соответствие заявки номинациям конкурса.

2. Оригинальность идеи.

3.Социальная значимость: роль проекта в решении социокультурных проблем, в улучшении качества жизни местного сообщества, в повышении социального статуса музея.

4.Комммуникационные возможности проекта: создание условий оптимального взаимодействия музея и музейного предмета с различными аудиториями.

II. Дополнительные критерии:

5.Потенциал музея для осуществления проекта (соответствие проекта миссии музея, квалификация автора и руководителя проекта, авторитет музея, опыт участия музея в других проектах).

6.Привлечение партнеров и спонсоров.

7.Реалистичность проекта (сроки реализации, эскизы, обоснование структуры, бюджета и запрашиваемых средств). Максимальна оценка по каждой категории  – 5 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить проектная заявка, составляет 35 баллов. В случае, если несколько проектов набирают суммарно одинаковое количество баллов, предпочтение отдается тем из них, которые набрали наибольшую сумму баллов по I категории приоритетных критериев. Наряду  с оценкой по указанным критериям, на I этапе конкурса действует также принцип квотирования: все страны-участницы должны быть пропорционально представлены по количеству действующих в стране музеев. На втором этапе квотирование применяется в качестве приоритетного права при оценке равноценных по замыслу и возможностям заявок.

V. Порядок работы Экспертного Совета:

Экспертный Совет рассматривает заявки в сроки, оговоренные условиями проведения конкурса: первый этап – с 11 до 25 марта 2011.; 

второй этап – с 10 до 25 мая 2011. Каждый член Экспертного Совета заполняет собственный рейтинг-лист, в котором он согласно разработанной системе оценок проставляет баллы по каждому проекту, комментируя наиболее существенные моменты в примечании. На основе суммарного рейтинга экспертов формируется список номинантов, которые примут участие в промежуточном тренинге.

Окончательное определение победителей конкурса состоится после рассмотрения заявок II тура конкурса, который пройдет после окончания промежуточного тренинга.

Определение победителей II тура проводится путем коллективного обсуждения и простого голосования членов Экспертного Совета.

Каждый член Экспертного Совета имеет один решающий голос. Председатель Экспертного Совета имеет два голоса.

VI. Состав Экспертного Совета:

  1.Сергей Ковалевский, архитектор, специалист в области музейной экспозиции, заместитель генерального директора по проектно-исследовательской работе Красноярского Музейного Центра, куратор Красноярской музейной биеннале (Россия, Красноярск);

2. Наталья Копелянская – старший научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологи, эксперт музейного конкурса В.Потанина, Института Pro-arte и Центра интеграции и медиа (MICC) при университете Флоренции (Италия), занимается  исследованиями в сфере новых подходов и практик в работе с аудиториями музеев,  музейным и социокультурным проектированием. В 2003-2006 руководитель благотворительного фонда «Институт толерантности»,  (Россия, Москва);

3. Александр Артамонов – старший научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологи, Master of Arts in Cultural Management, преподаватель факультета государственного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.  В 2006-2009 г. – заместитель декана факультета управления социально-культурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук;

4.Лариса Плетникова, искусствовед, музейный специалист, куратор проекта «MUSEUMстан», директор Дешт-и-Арт Центра (Казахстан, Караганда);

5.Гульдана Сафарова, искусствовед, музейный специалист, куратор проекта «MUSEUMстан», зам. директора Дешт-и-Арт Центра (Казахстан, Караганда);