С 26 по 29 апреля 2011 г. в Самарканде состоялся тренинг «Музейный проект: от идеи к результату» для полуфиналистов регионального Грантового конкурса музейных проектов, инициированного Дешт-и-Арт Центром

Участниками тренинга стали 18 музейных специалистов из четырех стран – Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, и Узбекистана, чьи проектные заявки были признаны лучшими по итогам I тура Конкурса.

Тренеры: Сергей Ковалевский,  заместитель генерального директора Красноярского Музейного Центра по проектно-исследовательской работе, куратор Красноярской музейной биеннале.

Наталья Копелянская, эксперт EVA Florence и Конкурса Фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», член Ассоциации менеджеров культуры.

Цели тренинга:

1. творческая: возникновение события содержательной коммуникации на основе потенциальных образов и идей. Результат – новый вид проектного семинара в сфере культуры (творческой работы с наследием, памятью, традицией).

2. образовательная: принятие ценности и привитие навыков содержательного действия и рефлексии на каждом уровне развертывания проекта-от предчувствия до послевкусия.

3. прагматическая: доработка проектных предложений участников для участия во II туре Конкурса Стратегический контекст тренинга: межтрадиционная, межкультурная, межцивилизационная сообщительность, организация «пространства для проективной творческой работы личностного роста». Прагматическая ситуация тренинга: игровой опыт проработки шагов концептуального проектирования на примерах проектных заявок участников. Исходной является декларированная мотивированность участников в намерении осуществить в той или иной мере осознанный проект. С др. стороны,организаторами задаются встречные требования и нормы осмысленности.

Методологические задачи тренинга:

1. определить что является лейт-мотивом – концептуальным ядром (вектором), уникальным для конкретного проекта. «Образ-концепт» как чувственно-рациональный нерв проектного мысле-действия. Свойства концепта (идеи): зависимость от контекста, образность, парадоксальность. Природа смысла.

2. выделить самоценные этапы культурного проектирования, опираясь на функции проектно–кураторской работы: – аналитический обзор, – стратегическое предвидение,выдвижение проектной концепции, – разработка проекта, – сценирование события, – интерпретация смысловых эффектов.

 3.  проследить инкарнации концепта на разных этапах проектирования: -«предчувствие» – замечивание знаков «промысла» -«образ-находка» – обретение центральной метафоры, иконической формы -«идея-механизм» – формулирование структуры процесса -«орг-конструкция» – схематизация взаимодействия вовлеченных сил -«про-движение» – идея публичности, сообщения -«эффект коммуникации» – рефлексия прибавочного смысла.

4. инструмент, медиум, средство продвижения на тренинге – альбом, дневник проекта. Включает коллаж, монтаж визуальных материалов,  фактурно-тактильных и словесно-текстовых. Выявляет как собственную образность, так и осваивает проявленные другими  ассоциации, метафоры, мысли.

Формы работы тренинга  -пленум – представление кейсов всех участников, коллективный «мозговой штурм» – предложения группы в улучшение проектов -доработка концепций в секциях.