Автор – Виктор Вяткин
«Василий Кандинский всю жизнь мечтал нарисовать гуся, но так и не решился».
Комар и Меламид.
В отличие от Василия Васильевича, узбекский мастер по изготовлению тканей не испытывал подобных проблем и свободно вносил в свои композиции самые неожиданные предметы, например, первый спутник Земли. И в шестидесятые годы прошлого века все было легко узнаваемо. Прошло время и «спутник» превралился в элемент орнамента и никто его не узнает, хотя все видят. Запуская «в полет» повторно наш спутник, мы приглашаем молодых узбекских художников искать истоки своего творчества в самых обычных узбекских тканях. И этот поиск будет вознагражден встречей, и не с одним художником ХХ века.
Музей прикладного искусства Республики Узбекистан расположен в историческом здании, памятнике архитектуры XIX-начала XX века — бывшем доме российского дипломата А.А. Половцева. Имеющий большую коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства, музей, как и многие музеи, расположенные в исторических зданиях, не подлежащих перестройке и расширению, столкнулся с проблемой нехватки выставочных площадей. Так, одна из интереснейших коллекций национальных тканей, включающая в себя разнообразные образцы атласов, адрасов, бекамасов, шелка из разных регионов Узбекистана, до момента реализации проекта была представлена очень скупо – всего 15 образцами тканей, в общем зале наряду с другими разделами.

Проект «В полете», размещенный в одном из проходных коридоров музея, благодаря неординарной кураторской идее, построенной на сопоставлении традиционных тканей и абстрактной живописи, позволил частично решить эту проблему. Было решено одновременно несколько задач:
- расширены возможности экспонирования – теперь в данном разделе представлено 26 образцов тканей ( увеличение составило 73%) ;
- раздел тканей был выделен в отдельную экспозицию;
- введено в музейный оборот помещение, ранее не использовавшееся,
- экспозиция получила ярко выраженное эмоциональное наполнение и современное звучание
- оригинальное кураторское прочтение стимулировало всплеск интереса зрителей, особенно из числа интересующихся нефигуративным искусством и иностранных посетителей.
Кураторская идея рассматривает взаимное проникновение старой традиции ткачества и современной истории, в том числе и истории авангардной живописи. Так, например, в коллекции музея есть ткани с элементами космической тематики, где в орнаменты включено стилизованное изображение спутника. И, наоборот, в экспозиции представлены ссылки на работы классиков абстрактной живописи, демонстрирующие стилистическое единство с ними.
Экспозиция размещена в коридоре размером 20х2 метра в двух уровнях:
1 уровень – образцы тканей, оформленные в рамки, подобно станковой графике, где каждый из фрагментов сопоставим с современным нефигуративным искусством. Тем самым рисунок тканей вычленяется из бытового контекста, раскрывая свой потенциал для беспредметного творчества.
2 уровень — объемно-пространственная композиция из полос тканей по всей протяженности зала, которая воспроизводит движение нитей на ткацком станке. Эффектная композиция конструкции и корректная подсветка не только эмоционально воздействует на зрителя, но и позволяет показать образцы тканей большого размера.